Главное меню |
---|
поиск по сайту |
---|
|
Фильм Властелин Колец |
Итак, за несколько дней до российской премьеры Хоббита я решился, наконец, выложить скопившиеся заметки и наброски по фильму Властелин Колец, который, как вы знаете, вышел на десятилетие раньше, но по книгам Дж. Толкиена является как бы логическим продолжением первого. В экранизации вольно обошлись с некоторыми мелочами, переделав определенное количество оригинальных сцен, но в целом строго придерживались книги. Конечно, насчет мелочей можно поспорить. Например, после боя у Заверти вовсе не Арвен встречала отряд с раненым, умирающим Фродо, а Горислав, которого из фильма выбросили. И такого довольно много. Однако, не оправдывая режиссера, замечу, что сделано это в угоду пущей смотрибельности. Ведь по книге Арвен - кто? Едва ли можно найти небольшое описание, из какого она рода, а также описание ее красоты. Эльфы считали, что в ней возродилась красота Лючиэнь. И только-то. О ее делах и поступках - ни слова. Сообщается, что знамя Гондора вышила она. Но, согласитесь, гораздо эффективнее показать в фильме Арвен во всей красе, бросающей вызов Девятерым и призывающей подняться против них воды Бруинена, нежели мельком упомянуть о ней и вместо этого заполнить экранное время Гориславом, пусть и первым витязем на деревне… то есть, простите, первым витязем из эльфов, видевшим, к тому же, Валинор… Да, чистоплюи здесь скажут, что это что угодно, но уже не Властелин Колец в чистом виде. Ок. Присмотритесь к заставке фильма. Там ясно написано: Based on a book by J.R.R. Tolkien. Лучше ли такая экранизация, нежели полное ее отсутствие? Давайте не будем спешить с ответом. (Хотя мой сугубый ответ готов уже давно). Благодаря этому фильму, я пережил такое несчетное количество моментов настоящей жизни: когда меня бросало в пот, слёзы, когда нервы взвинчивались до предела, хотелось рыдать или кричать от радости… Да один момент перед боем у Черных Врат чего стоит! Это когда Око шёпотом зовёт: "Элессар!...", и Арагорн, опуская Нарсил, делает несколько шагов навстречу зову. Всё и вся замерло. Гэндальф напряжённо следит за каждым движением будущего Государя. И когда тот вдруг оборачивается, и с лёгкой улыбкой произносит: "За Фродо!", выдержать просто невозможно! Я так долго жил этим моментом, он вдохновлял меня, вытаскивал из серого небытия нашей жизни, просто помогал выживать, бороться… Так вот оно каково, моё сугубое отношение к этому лучшему фильму нашего времени. И для меня не так важны отступления от канонического текста. В своё время книга очень повлияла на меня, но после выхода фильма словно свежая кровь полилась по старым жилам, и нет ничего зазорного в том, что фильм сейчас даёт мне гораздо больше книги. И я не хочу стоять на месте, ведь всё течет, всё меняется. А я хочу жить так, чтобы дышалось полной грудью. А посему я принял фильм близко к сердцу без всяких старпёрских оговорок вроде "тру/не тру". Переходя к разбору непосредственно фильма, стоит отметить интересный ход. Заметным он становится при хорошем знании текста книги. Некоторые фразы взяты из книги полностью, но используются в совершенно других местах! Теперь вкратце разберем главных героев. Первым среди таковых, видимо, стоит назвать Фродо Бэггинса. Сразу скажу - он никогда не был ни моим любимым героем, ни, тем более кумиром. По книге Фродо было уже за 50, когда он отправился в своё путешествие. Питер Джексон же сравнял всех хоббитов в возрасте, сделав молодыми всех. А ведь на самом деле только Мерри и Пин были совсем молодыми по хоббитским меркам. На мой взгляд, персонаж Фродо удачен, хотя некоторые и считают его слишком сахарным, смазливым. Думаю, он вполне вписался в роль, минусы есть, но отнесем их не к нему, а к режиссеру. Любовь Джексона ко всяким ужастикам и черепам - основной минус фильма, на мой взгляд. Ужастики - это третьесортная чушь, извините, и смешивать это с величайшим литературным произведением - ну, как вам сказать… пусть это будет маленькой слабостью Пиджея. Я понимаю, что Толкиен даёт тут развернуться любителям подобной петрушки, но в некоторых местах Джексон явно переборщил, иные чудища выглядят слишком уж гротескно: зовущий мертвец на болотах - фантазия, сильно отдающая отсебятиной. Вот и с Фродо так же вышло: пена у рта, безумный взгляд… мне это немного не так представлялось. (Впрочем, я читал всё только в переводе Муравьёва - это вообще долгая отдельная тема. Фильм я смотрю на английском, может быть и книгу когда-нибудь смогу осилить без всяких переводческих искажений). Сэм Гэмджи вышел как нельзя лучше. Очень наглядное проявление исконных хоббитских качеств: практичность, выносливость, смекалка, умение собраться в критический момент, наконец, преданность и любовь к Фродо. Во всех эпизодах Сэм выглядит убедительно. К Сэму Скромби претензий нет! Арагорн. Для многих этот осколок древнего царственного рода, вынужденный до поры вести бродячий образ жизни безвестного следопыта с севера, является любимым героем трилогии. Да, нам, без всякого сомнения, повезло. Вигго Мортенсен, узнав о предложенной ему роли, просто дико загорелся и отыграл всё на одном дыхании, вдохновенно… Как известно, Арагорн долго сомневался в уготовленной ему высокой судьбе, не верил в свой путь, в себя. Такая же ситуация на момент съемок сложилась и в жизни Вигго. Таким образом, для него это был вызов, который он принял. Можно долго перечислять достоинства героя Вигго, но вместо этого лучше увидеть их на экране. Я отмечу пламенный, бесстрашный взгляд и решимость. Именно так должен выглядеть будущий король людей, ведущий народы на финальную битву со злом. Переигрывал ли он где? Практически не могу назвать таких мест во всей двенадцатичасовой трилогии. Галадриэль. Скажу, что после этой роли я обратил на Катю Бланшетт самое пристальное внимание. Она мигом взлетела наверх списка моих любимых актрис. О, да! Величие и холодную красоту владычицы Лориэна не передать никакими словами, и тут я трижды согласен с Гимли! Как надолго запад мне в душу глубокий и таинственный голос Владычицы, вещающей о прошлом и будущем в начале фильма (смотреть только на английском!). Между прочим, уже одним этим эпизодом фильму уже придаётся затягивающая, полная мрачных тайн атмосфера. Фарамир и Боромир. Братья вышли достаточно удачно, хотя и несколько неоднозначными. Фарамир в целом вписывается в роль, хотя в некоторых местах мне тяжело его воспринимать. Он слегка неестественен в Итили, в Хеннет-Аннуне, и очень странен в обращении с хоббитами и особенно с Горлумом. К тому же, по книге он не направлял меч на Фродо и не вытаскивал им цепочку с его груди. Также не очень смотрятся эпизоды общения с отцом. Боромир - фигура изначально неоднозначная, поведение его зачастую неадекватно, он склонен к внезапным порывам. После внимательного прочтения книги создалось впечатление, что в фильме его решили сделать несколько хуже, чем он есть по книге. Ну не производит он впечатление положительного героя, тем более одного из отряда Хранителей. В фильме его сделали отважным, сильным, бесстрашным, однако, несколько обделили благородством в угоду тщеславия и приписали ему желание обладать кольцом с самого Совета Мудрых, а это всё же не так на самом-то деле. Таким образом, не думаю, что Шон Бин не подходил на роль Боромира, просто экранный герой несколько отличается от книжного не в лучшую сторону… Мерри и Пиппин. Думаю, хоббитцы получились очень удачно. Непоседливые, вечно сующие нос не в свои дела, любящие сытно поесть несколько раз на дню и выпить по кружечке эля, сладко поспать. Эти непосредственные создания очень контрастируют с катастрофической ситуацией, сложившейся в Средиземье в конце Третьей Эпохи. Думаю, Профессор и предполагал своих героев такими. Хоббиты, ясное дело, списаны "с натуры": они напоминают роль обычных недалёких селян, которых больше всего в жизни волнует урожай на грядке и его запасы в кладовке. Но один из главных посылов книги и заключается (для меня это таково, не знаю как для других) в том, что даже самые недалёкие, заскорузлые, безнадёжные обыватели могут полностью измениться, возвыситься духом и изменить мир вокруг себя. Эта идея Профессора вполне находит подтверждение в философии буддизма, где утверждается, что изначально все существа обладают природой Будды, но проходя жизненный цикл загрязняются, ум их обрастает различного рода омрачениями и т.д. Но всё это можно изменить, ведя максимально осознанную жизнь. Леголас. Когда-то давно, задолго до фильма, когда я читал ВК первый раз, эльфы полюбились мне больше всего. И в особенности, утончённый Леголас - мудрый, немногословный, зоркий; прекрасный стрелок из лука, певец и знаток старинных и древних сказаний… Помнится, я даже использовал его имя как свой ник какое-то время. На наше счастье, Леголас в фильме практически такой, каким я его себе представлял. И хотя актер Орландо Блум выглядит в жизни совсем не так (или не совсем так - кому как больше нравится), и производит впечатление простого паренька вроде хоббитцев, своего героя он сыграл выше всяких похвал, и, значит, актёрское мастерство его находится на самом высшем уровне. О, да. Вот с Леголасом я не могу вспомнить ни одного эпизода, который даже не то чтобы не нравился мне, а хотя бы казался сомнительным. Гимли. Тоже один из любимых героев, и без него (такого) фильм бы потерял одну из своих оригинальных сторон. Читал на толкинистских форумах, что Гимли в кино слишком вульгаризировали, однако, мне он нравится. Может громко рыгнуть, а может и проявить, понимаешь, дворцовый этикет. И выпить не дурак. И секирой помахать. Наш, в общем, мужик, русский! Даром, что родился в Голубых Горах, а не под Подольском. И еще, непонятным образом, я все еще не отметил Гэндальфа Серого. Ну здесь особо нечего говорить, можно повторить практически все те хвалебные слова, что и про Леголаса. Замечу только, что нам дико повезло, что на эту роль взяли сэра Иэна МакКелена, а собирались (о, ужас!) голливудского супермена Шона Коннери. Страшно подумать! Весь фильм был бы испорчен. Для меня эти супермены, бэтманы, даже терминаторы с крепкими орешками - это в лучшем случае… одно, по-своему может и неплохое, но вот мешать это с Властелином Колец - это было бы уже слишком. Так что огромный плюс фильма в том, что в нём не было звезд такого уровня. Может, конечно, я фильм бы и со звездами полюбил, но рад, что не пришлось проверять это на практике. Фильм затягивает с самого начала, с уже упоминавшегося голоса Галадриэль, рассказывающей историю колец власти. И нам очень повезло, что в начале фильма мы не видим рожу Коннери или Клинта Иствуда, рассказывающую это. Голлум или Горлум. Ну, этот, я думаю, многих привёл в восторг! Особенно мне, в числе многих других, люба сцена, где он ночью кидает камушек в воду, в которой плывёт всякий мусор и отражается небо. И при этом приговаривает, как он будет злодейски убивать "мерссских хоббитцев". Шизофренические диалоги Горлума - потрясающая находка Фрэн Уолш. Просто гениально. - И мы заберем её МНЕЕЕЕЕЕЕ! Нет претензий у меня и к Саруману Белому, Эомеру и Эовин. Впечатляющая дева. Я долго восторгался моментом "I am no man!". Король Теоден хорош. Грима и Денетор вызывают отторжение, но вряд ли они призваны вызывать что-то обратное. Саурон тут в основном представлен в виде Всевидящего Ока, которое сложно всё же воспринимать как живого персонажа, хотя для понимающих и объяснять не надо. На то оно и Око. Порадовали Назгулы. Драконы (под ними) местами смешные, особенно когда издают хрюкающие звуки. Не порадовало отсутствие Тома Бомбадила. Мне, как и многим толкинистам, очень хочется увидеть момент, когда он надевает на палец Кольцо. Увидеть хотя бы в кино. Падение Сарумана с Изенгарда тоже отклонение от текста. Однако, ну сами подумайте - после такого финала, когда взрывается Роковая Гора и все эти кадры, где у Гэндальфа скатывается слезинка, он вспоминает о Фродо во время всеобщей радости Победы над врагом… после этого небольшая заварушка с возвращением Шира его исконным владельцам выглядела бы не такой увесистой и жирной точкой, как победа у Мораннона. Эх, всего и не перечислишь и не вспомнишь сразу. Но - без сомнения - да, мы продолжаем любить это лучшее эпическое кино нашего времени. Через десять лет после выхода оно смотрится всё так же, разве что после долгих просмотров я стал замечать, что не очень люблю некоторые моменты (кажется режиссерских) версий. Но так из 12ти часов вполне может набраться около получаса или даже часа не самого любимого материала из фильма, ну да что с того? Кому не нравится фильм - тот сможет всегда найти утешение в каноническом тексте и образах, которые рисовались с детства, с самого первого прочтения. Может быть, кто-нибудь отважится на столь же масштабную экранизацию лет через 30 или 50. Может быть, она даже будет сделана совсем близко к тексту, а пресловутая атмосфера "оригинала" будет полностью "сохранена", да так, что даже самые закоренелые противники экранизаций (включая Профессора) будут довольны. Может быть. Но я живу сегодня. Дышу сегодня. И люблю сегодня. А завтра - это завтра.
|