Коканд, Фергана, Андижан

 

      25 августа мы настропалили свои байки в сторону Ангрена, через который пролегает трасса, соединяющая восток и запад страны. Да, наш путь лежал в Ферганскую долину – место, где я мечтал побывать еще давно. Долина располагается в различных горных хребтах, высота которых достигает почти 6 тыс. метров. Дорога, разумеется, проложена не через самые высокие кручи, но хватило и того что есть – наивысшая точка всего Ангренского перевалаперевал Камчик (2268 метров).

      Переночевав в поле, на следующий день достигли Ангрена. Город располагается у самых гор, сразу после него, собственно, начинается подъём.

 




Город Ангрен функционирует, но не все дома выглядят жилыми

 




Архангаранское водохранилище


Житель гор

 

      До вершины перевала в тот день добраться так и не удалось. Я так измотался, что просто шёл пешком, толкая своего железного друга на горные кручи. Но через некоторое время я обнаружил, что даже пешком уже нет сил идти. Я с некоторым удивлением уселся на обочине и медленно переваривал свой первый в жизни опыт покорения настоящих гор. Напарники тоже выбились из сил. В одном месте, среди крутых обрывов на небольшой террасе обнаружился обитаемый домик, и мы решили попроситься туда ночевать. Объяснялись жестами, так как ни хозяйка, ни другие жильцы русского не знали (а мы, соответственно, узбекского). Нас накормили, напоили чаем и уложили спать. И вот я лежал на топчане под звёздным небом в горах Наманганской области, вдыхал неописуемо свежий, живительный воздух, и, засыпая, в который раз думал о непредсказуемости нашего свободного путешествия, мысленно благодарил добрых людей, приютивших вконец выбившихся из сил путников и думал, думал о самом главном; искомая десятилетиями истина была где-то совсем рядом, до нее можно было дотянуться рукой, я осязал ее повсюду, вдыхал и выдыхал, пропуская через себя…

      Но вот и утро. Наспех делаю кадр на память, выходит не очень. Но просить скромных хозяев фотографироваться кажется несколько невежливым. Мы прощаемся, благодарим, перед нами разворачивается финальный серпантин Ангренского перевала – осталось совсем немного.

 

 

      Ближе к высшей точке перевала вокруг гор начинают закручиваться серпантины, также в некоторых местах дорога проложена прямо сквозь толщу породы. В одном месте просто нельзя было не остановиться. Я залез на бордюр, чтобы поймать в объектив лучший вид. Рядом на машине остановился пожилой уже узбек, постояли с ним, покурили, поговорили немного о горах. Сложно вообще что-то передать словами, когда стоишь на почти отвесном обрыве, и перед тобой открывается вот такой вид.

 


Ангренский перевал близ Камчика: пройденный путь с вершины

 

      Вот, наконец, и КПП, перевал преодолён, начинается длинный и при этом скоростной спуск в Долину! Хорошо, что движение не слишком оживлённое. Но на поворотах, конечно, приходится быть очень осторожным. С горки, если что, не свалишься, но врезаться в бетонное ограждение весьма реально!

      Пролетает оставшаяся часть Наманганской области, нас приветствует въездная стела «Фаргана вилояти» (Ферганская область).

 

 

      Как долго я мечтал об этом почти сказочном далёком регионе! Вокруг везде возделываемые поля, выращиваются различные сельхоз культуры, в том числе холопок. Всё утопает в море зелени, жизнь просто бьёт ключом. Расстояния между городами здесь уже невелики, мы провели ночь в Коканде, и выехали по направлению к Фергане, центру области.

 



 

      Тут перед нами встала проблема ночёвки в довольно плотно населенном регионе. Куда ни кинь взгляд, можно увидеть засаженные чем-то поля или домики. Но вот мы свернули в поле, решили поехать по проселочной дороге и посмотреть, куда она выведет. Ну, где-то же можно будет поставить палатки! Пока ребята ходили на разведку в яблоневый сад, я снимал видео. Что нас ждёт вскоре, мы еще не знали.

 

 

      Вскоре после этого у протоки нам встретился паренек, к которому мы и обратились с нашим насущным вопросом – где бы тут переночевать. Нам было предложено проехать прямо к нему домой. Невдалеке оказался полужилой, частично разрушенный дом. Можно было остановиться как в нем, так и рядом – места было много. Я ходил и выбирал наиболее удобное, и в это время началось. Парень сходил домой, переоделся в милицейскую форму, показал нам удостоверение и попросил всех показать документы. В общем-то – ничего такого, этого требуют нынешние законы Узбекистана.

 


Если вас пригласят в этот дом, будьте готовы показать паспорт

 

      Но совместимо ли это с другими законами, которые гораздо древнее законов любой из существующих стран – с законами гостеприимства, тем более восточного? Что ж, мне эта просьба не сильно напрягла, и я спокойно показал паспорт, но моим напарникам такой поворот сильно не понравился. Они быстро развернули байки и поехали обратно по направлению к трассе. Мне ничего не оставалось, как последовать за ними. Парень начал кому-то звонить и кричать вслед, что «лучше остановитесь, а то потом будет х…во». Но мы уже приближались к трассе. Отчаянно быстро сгущалась непроницаемая темнота южной ночи – а где переночевать мы так и не нашли. У ребят были мощные фонари, которые они тут же и включили. Я попробовал ехать со своим налобным – освещал он плохо, не для таких целей все же сделан. Я поехал в свете прожекторов моих напарников, думая, что теперь делать дальше. Был, конечно, самый обычный дорожный вариант – под покровом темноты свернуть уже куда попало, встать, а утром пораньше двинуть в путь, никому особо не помешаем и нам не успеют. Однако, тут всё решилось наилучшим образом. Из мимо проезжающего фургона высунулся водитель, догадавшись о том, что нам нужно сейчас больше всего и пригласил всех переночевать у него дома. А вы бы пригласили к себе троих узбеков, едущих по ночной трассе и нуждающихся в ночлеге?..

      А нас от души накормили хозяева (узбекским пловом, готовили прямо при нас!), весь вечер пили чай с лепёшками и сладостями, ели виноград и до ночи беседовали. В конце концов мои товарищи, испугавшись комаров, пошли спать в предложенную им комнату в доме (он был огромен!), а я с величайшей радостью снова остался ночевать на том самом топчане, где мы так славно провели вечер за неторопливой беседой и трапезой.


Хозяин Бек и его гости

      Утром нас уговаривали остаться на несколько дней, обещали Фергану показать и прочие интересные места. Но ребята оставаться не захотели, хотя я как раз хотел остаться - но у меня не было возможности ехать одному, я ведь был практически без денег. Но с другой стороны, если бы я задержался на несколько дней, со мной бы не произошли столь замечательные события в Киргизии, о которых немного позже! Анализируя все эти дорожные приключения, понимаешь, как невидимой нитью связаны между собой все события, и, пожалуй, всё происходит именно тогда и так, как и должно происходить.

      Но вот мы уже в Фергане. Осмотрели Ферганский областной краеведческий музей, затем сходили в Парк Алишера Навои. Решили не задерживаться в городе, ведь сегодня же реально добраться и до Андижана (всего 75км), а завтра вообще выехать в Киргизию.


Арка на въезде в Фергану

      Больше всего в музее меня заинтересовали искусно выполненные диорамы, изображающие флору и фауну Ферганской долины.






Работницы музея: не диорамами едиными :)

      Покидая город, подумалось – что я знал о Фергане? Вспомнились вездесущие беженцы начала 90-х и в связи с этим «какие-то» нехорошие события, связанные с Ферганой. Вот всегда так – пока сам не поедешь, ничего о мире не узнаешь. Но на всё нет времени, нас уже ждёт другая страна!


По дороге в Андижан. Сохранившееся наследние великой страны.

      Вышло так, что ни в Фергане, ни в Андижане много сфотографировать не удалось. Прибыв в самый восточный узбекский центр уже вечером, на следующий день, не задерживаясь, двинулись в сторону киргизской границы. По сторонам плыли последние десятки километров узбекской земли, а мыслями мы, как обычно, были уже там, в Киргизии, о которой я так долго мечтал. Сколько лет я общался в Москве со знакомыми киргизами, радуясь их открытости и приветливости; сколько произносил вслух географические названия, рассматривая их на старой карте СССР: Нарын, Иссык-Куль, Бишкек (Фрунзе), Ош… И теперь до них было так близко, что в это сложно было поверить. К тому же, шёл уже третий месяц путешествия, мысли о доме всё чаще посещали меня. Ведь я планировал доехать до Бишкека, а там уже сесть на поезд, едущий прямо в Москву. У моих попутчиков же были грандиозные планы покорения Китая и Юго-Восточной Азии. В Киргизии наши пути расходились. Но пока мы еще в Андижанской области, подъезжаем к узбекско-киргизской границе. Здесь немноголюдно, даже появляется надежда быстро пройти таможенный контроль. Вот о нем-то, кстати, я расскажу несколько подробнее. Я не знаю, как это обычно происходит, и у граждан каких именно стран тщательнее всего проверяют вещи, но опишу, как это было со мной. Рюкзак проходит рентген, открываю его; однако, лезть в него никто не спешит. Таможенник спрашивает меня:

- Книга, диск есть?

      Я немного смущаюсь, думаю, причем здесь книга и в какой век я вообще попал? Понимая, что имеются в виду носители информации, отвечаю:

- Есть нетбук и фотоаппарат. Телефон у меня самый простой, только на звонки, без камеры.

      Таможенник умело включает нетбук и смотрит папки на нем. То же проделывает с фотоаппаратом. Я, соответственно, убеждаюсь, что живу с ним в одном веке. По сути, он искал что-то такое, что запрещено фотографировать (вспомните, что я писал о подобной ситуации в Ташкенте). Ничего такого не найдя, мужик просто начал уже задавать совершенно не касающиеся дела вопросы о технике, в общем, закончилось дружеской беседой. Внутренности рюкзака так никто (кроме рентгена) и не проверил.

      Ну что ж, прощаемся с Узбекистаном. В целом узбеки проявляли к нам меньше любопытства, чем в Казахстане казахи – люди более сдержанны. Правда, должен сразу заметить – совсем не проявляли в Ташкенте, но чем дальше в глубинку, тем люди проще и ближе друг к другу и к нам в том числе. Прощаемся, но кто знает - может не навсегда? Мне хотелось бы посетить и другие регионы этой страны, так что я еще вернусь! До новых встреч!


Далее