Главное меню
поиск по сайту
Последнее




Казахстан, часть первая
Автор: Роман Орлов   

      10 июля – волшебный день, которого я так долго ждал! Наконец-то мы пересекли границу России и Казахстана и оказались в Западно-Казахстанской области! И если на нашей таможне еще задают стандартные вопросы вроде «есть ли с собой оружие, наркотики?», то на принимающей стороне всё было проще и даже несколько радушнее. Ворота нам открыл казах в форме, с интересом осмотрел велосипеды, задал привычные вопросы «откуда, куда, сколько едете», а затем произнёс впоследствии ставшее привычным «офигеееееть!». И «ну, счастливой дороги, мужики!». Мы заполнили миграционные карты, перед нами открылся последний шлагбаум, здравствуй, Казахстан! Как только мы выехали на пустынное шоссе, я минут десять, не переставая, негромко повторял на все лады: «Западно-Казахстанская область!», «Уральская область, подумать только!». До этого я единственный раз был «за границей» - это когда мы с Лёничем автостопом ездили в Киев. А тут – Казахстан, области которого я столько раз изучал на картах, сколько мечтал о них! И вот – мы в Казахстане. Перед нами развернулись вдруг бескрайние степи, кое-где поросшие просто травой, а где и возделываемые сельскохозяйственными культурами. И так простираются эта равнины от горизонта до горизонта; и глазу не за что было бы зацепиться, если бы не несколько холмистый ландшафт. Встречный ветерок ласково обдувал лицо, буквально с каждым метром дороги выветривая, выдувая из меня глупые, насиженные за долгие годы москводомасидения ложные опасения насчет казахов, якобы не очень хорошо относящихся к русским!.. Воистину, пока не поездишь сам и не увидишь всё своими глазами, не узнаешь, как на самом деле живут люди в той или иной стране. А телевизор рекомендую всем выбросить. И перед этим еще разбить еще молотком, чтобы кто-нибудь на помойке не подобрал сей отравляющий мозг продукт, делающий свободных людей рабами и узколобыми снобами…




      Мы останавливаемся у стелы «седьмой километр» и снимаем короткие ролики. Забавно, что за все семь км от границы это был единственный верстовой столб!


(примечание: все видео в этой поездке сняты в 720p, соответственно, этот режим вы можете выбрать на youtube при просмотре)


      Первым городком, куда мы заехали на казахской стороне, была Таскала (ранее – Шипково, менее 30км от границы). Что тут началось! Такое ощущение, что на улицах на нас глазели все без исключения. Лёня спросил, где банк и ушёл менять деревянные на тенге, я же остался ждать на улице с велосипедами. Вскоре около меня образовалась кучка казахов примерно нашего возраста. Ребята задавали уже немного привычные вопросы, часто удивлённо хмыкали и произносили неизменное «офигеть!». Я решил попробовать спросить о советских номерах, достал фотографии коллекции и показал казахам. Мне тут же вынесли из гаража бУТ в подарок! И тут полностью офигел уже я! В первом же казахском городке, куда мы заехали после пересечения границы, мне подарили советский автомобильный номер после пяти минут общения!


я и мои благодетели казахи: по цвету кожи уже не отличаюсь!

      Мы потихоньку выдвинулись в сторону Уральска, который находится на расстоянии примерно 70км от Таскалы. И тут начались азиатские чудеса. Стоим, никого не трогаем, отдыхаем после очередных 10 километров пути. Около нас проезжает иномарка, потом даёт задний ход и подъезжает к нам. Из неё вылезает молодой казах, весь просто сияющий от радости (это надо видеть!), что ему удалось нас встретить! По его словам, таких путешественников он видел только по телевизору, а тут – такая удача – личная встреча! Казах долго рассматривал велики, фотографировал нас на свой планшет (а я по его просьбе фотографировал его вместе с Лёничем и велосипедами) и непрестанно тянул привычное уже «офигеееееть! Офигеть!». Уехал он очень довольный. Мы поулыбались и поехали дальше. Уральска сегодня не достичь, ну ничего… Через пять минут на трассе нас догоняет старая Тойота с новыми казахами, и после краткой беседы (мы даже не останавливались, весь разговор был на ходу, водитель ехал на нашей скорости) нам подарили большой суперйогурт, который стоил дороже тушенки, заготовленной нами на вечер! Мы еще подумали – если так пойдет, то мы вообще далеко не уедем. Азия… Да, Азия начала приоткрывать передо мной свою вуаль таинственности, и я почти физически ощущал, как сердце моё спешить ей навстречу, как с каждым километром пути рушатся мои не соответствовавшие действительности представления о ней… То ли еще будет. Словом – офигеть!

      На следующий день мы уже въезжали в первый на нашем пути казахский областной центр – город Уральск (по-казахски Орал), что находится на реке Урал.


город и его название на двух языках

      В этот момент к нам тихо подкатила полицейская машина, которую Лёня вообще не заметил, так как увлечённо копался со своим велосипедом. Разумеется, никто никакой паспорт не спросил. Разговор шел обычный – «как же это вы так ездите?». Ну и еще, узнав маршрут, полицейские немного иронично выразились, что на юге мы в шашлык сжаримся от жары. Что ж, посмотрим. Среднеазиатской жарой нас пугали еще в Москве перед выездом. Пока – терпимо.

      Уральск - город северного Казахстана, и, тут, конечно, да простят меня казахи-патриоты, весьма чувствуется русское влияние. Русский язык, по-моему, понимают все без исключения (чем южнее, тем владение русским у казахов снижается). Формально Казахстан – государство, где мусульманство – официальная религия, однако, здесь почти нигде вы не встретите женщину в парандже, или глубоко верующего старца с бородой. Такие, конечно есть, но это скорее исключение из правил. Уральск – город современный, но жизнь тут, как и везде в Средней Азии, как вскоре выяснилось, выглядит гораздо проще нашей, столичной. Здесь люди, как и везде на западе, ходят в открытой одежде, майках, шлёпанцах, футболках с короткими рукавами, в общем, бросающихся в глаза признаков шариата тут нет. Мы провели в Уральске пару ночевок в гостинице. Очень приятно было отметить, - несмотря на то, что это были выходные, - что ночью на улице было тихо, не орал на полную никакой дебильный шансон как в Саратове, и вообще не было никакого пьяного ора, тут это не принято! Когда мы ехали по улицам города, около нас притормозила машина, откуда вылезла приятного вида женщина и завязала разговор. Вскоре выяснилось, что она – знакомая журналистов из местной газеты «Уральская неделя», и если мы не против, то она попросит кого-нибудь из редакции прийти к нашей гостинице для интервью. Хм… Вскоре я давал первое в своей жизни интервью, несколько стесняясь, хорошо, что на видео не снимали. Говорил я обыденные для нас вещи о путешествии, о том, как мы ездим и какие трудности встречаются на пути. Помню, больше всего журналистку порадовала такая «вкусность», что я вожу с собой домашние московские шлёпанцы – кусочек дома всегда со мной. Ох уж эти журналисты, из мухи слона вечно делают! Да, я возил с собой тапки, но не потому что это кусочек дома или чего там, а потому что вечером у костра хорошо снять кроссовки и походить в этих шлепанцах, ноги, знаете ли, здорово отдыхают после целого дня педалирования.

      В Уральске к нам присоединился третий велосипедист по имени Тимур. Он прочитал о нашей поездке на одном из велофорумов и поспешил связаться с нами, ибо тоже жаждал проехать по Азии (для него такие путешествия были не в новинку).


Тимур


центральная мечеть Уральска


...и табличка на её входе


Сырым Датулы


неизвестный нам революционер

      13 июля мы выехали из Уральска. Следующим пунктом был Актюбинск, расположившийся в 480км от центра Западно-Казахстанской области. Мы все еще ехали по северным регионам Казахстана, и жара была вполне сносной – около 30 градусов. Но потихоньку начались первые трудности в водой. Как-то на этом перегоне за весь день мы не встретили ни одного аула и лишь только две чайханы. На сто километров вокруг!

      Нашей целью было проехать Казахстан с севера на юг – от Уральска до Шымкента, а это более двух тысяч километров засушливых степей и пустынь, горячего солнца, отсутствия воды. Собственно, наш путь еще только начинался, и поначалу мы привычно катили свои байки и даже не думали, сколько нам еще ехать и в каких условиях. Что ж, может это и есть самый правильный подход, спокойная уверенность в собственных силах. В конце концов мы понимали, что едем не по пустые Сахара в той её части, где нет никаких дорог. Мы едем по одной из центральных трасс Казахстана, - по дороге великолепного качества, стоит добавить. И раз в 10-15 минут тут ходят дальнобойщики. И уж случись что с нами или велосипедами, всегда можно остановить машину и попросить помощи. Кое-кому в дальнейшем она понадобилась, но до этого еще предстоял целый месяц движения на юг.


мой верный конь в полном боевом снаряжении


одинокое дерево в степи


смешной знак на заднем дворе чайханы и пожелание счастливого пути на двух языках

      Вплоть до этого момента нам еще удавалось находить придорожные рощицы со скудной растительностью, кое-как загораживающей нас от взглядов с трассы. Но вот, наконец, и изредка встречавшиеся придорожные кустики закончились и начались сплошные степи. В конце дня мы не встретили ничего похожего на рощицы и, сойдя с трассы, решили пройти до видневшихся в степи групп кустарников. На деле это оказались какие-то колючие растения. Что ж, колючки – непременный атрибут засушенных степей и полупустынь. На следующем видео я снимаю окрестности и немного рассказываю о последних событиях.


      В эти дни мы заезжали за продовольствием и водой в затерявшийся в степи аул, где найти единственный там магазин – и то проблема. Местный казах показал нам дорогу, и вот мы на месте. Утопическую картину дополняют выжженные солнцем равнины, скудная растительность, разрушенные дома, брошенные хозяйственные постройки и почти полное отсутствие жизни. Впрочем, скорее всего, в вечернее время, когда жара спадает, сонное село просыпается. Нам же некогда было это проверять. Солнце ли, редкий дождь ли - нас неизменно ждала дорога, каждая минута была дорога, днём мы не отдыхали слишком долго, мы постоянно гнали, гнали, гнали, как будто от этого зависела наша жизнь. К слову, опровергаю расхожее суждение о том, что в такую жару на велосипеде ездить вообще невозможно. Дело в том, что такую жару в движении как раз переносить легче: вас хотя бы обдувает встречным ветерком. Когда же вы стоите или просто лежите – вы не двигаетесь, и ваше тело очень быстро нагревается. И вот тогда от жары действительно «спасения нет», как поётся в известной песне «Учкудук – три колодца».

      Несколько картинок утопического аула.








"казахский бабушка", как назвала себя хозяйка магазина, показывает нам дорогу на трассу

Далее