Главное меню
поиск по сайту
Последнее




Автор: Роман Орлов   

Улан-Удэ и Иволгинский Дацан

      24 августа. Жаль, что на Улан-Удэ выпало по плану всего лишь полтора дня. В восемь или чуть позже мы вылезли из здания вокзала и отправились искать автовокзал, который, судя по карте, находился не слишком далеко. Не успели мы пройти и пяти минут, как нас с Лёничем обуяло похожее чувство светлой радости: то город приветствовал нас (то, видимо, Ленин великий наш путь озарил, см. его фото ниже). Мы сразу поняли, как свободно здесь дышится. Люди приветливы и незлобивы… сложно это всё описывать — самая суть находится где-то очень глубоко. Атмосфера города такова. Вот в Иркутске не так — там есть что-то московское, несмотря на наличие деревянных домов. В Улан-Удэ их процентов 80, только дело-то не в этом… И чем дальше мы шли, тем всё радостнее становилось мне. И бурятки всё такие милые да скромные ходят! Вскоре я осознал, что если город и может стать любимым, то это только «большая деревня» Улан-Удэ, которая при царе называлась Верхнеудинскъ (1775 – 1934). Город разделяется на две части рекой Селенгой, которая образует в разливе многочисленные острова.
















      За 10 дней путешествия я успел обрасти нехилой бородой. А у бурятов она то ли не растёт, то ли не принято носить. Т.о. я не встретил ни одного человека с бородой за два дня, проведенных в городе! Единственным таким человеком был Лёнич, у которого борода растёт не так быстро как у меня и выделяется своей неравномерностью покрытия. И вот смех-то, нас часто принимали за иностранцев! …вскоре мы нашли автовокзал, от которого ходят маршрутки №130 до нужного нам Иволгинского дацана. А именно он и был поначалу моей главной целью посещения Улан-Удэ (сам городок Иволгинск находится в 30км от Улан-Удэ). Если бы я заранее знал, как понравится мне в Бурятии, несомненно, в нашем дорожном расписании ей было бы уделено гораздо больше времени… 130й маршрут идёт, как уже говорилось, до Иволгинска, дорога занимает около получаса. Далее – либо пешком 7 км до дацана, либо ловить попутку, за 15 рублей довезут. Таким образом, до Иволгинска – 25, плюс 15 до дацана.









Дурное влияние ужасного города пришло даже сюда. Хочется надеяться, Улан-Удэ останется самим собой.


      Итак, пред нами, наконец, предстал во всей красе весь комплекс зданий Иволгинского дацана – духовного центра всех буддистов Бурятии и всей России. Интересно, чего я, вообще, ждал? Поначалу я вовсе растерялся. («А что с этим делать?»). Потому что при всей своей тяге к буддизму до сих пор остаюсь каким-то либо всего лишь «сочувствующим», либо вообще сторонним наблюдателем (за чужим просветлением…), который изучает буддизм исключительно по фильмам и (слишком) популярным книгам. Мы прошли через главные ворота. Внутри прогуливались монахи в красных одеяниях. Мы осмотрели внутренние строения, покрутили молитвенные барабаны. Надо заметить, что в те же дни, когда мы были в Улан-Удэ, туда угораздило приехать Медведева. И именно это и объясняет огромное количество милиции на улицах Улан-Удэ. А милиция там — совсем не чета нашей, столичной. И если у нас «менты», то там — милиционеры. Уровень культуры совсем другой. Как-то мы шли через центр, там была пустая улица, и мы двинули по ней. Сзади нас сдержанно окликнули: «Мужчины!». Я обернулся и увидел двух бурятов-милиционеров. Идя к ним, я уже по привычке внутренне собрался, дежурная улыбочка на устах. Сейчас, думаю, документики, с какой целью приехали, куда, насколько и почему и т.д. Ага, ничего подобного. Второй товарищ милиционер стоит и добродушно улыбается. А первый, тот, кто нас позвал, сначала как-то неловко помолчал, а потом сказал, что проход тут сегодня закрыт. И всё. Никаких документов. И нам еще дорогу до дацана показали. Главный Медвед в тот день тоже посетил дацан, но несколько раньше. Может теперь появится надежда, что в отношении буддизма у нас в стране закончится политика замалчивания? И его святейшество Далай-ламу в кой это веки пустят к нам?..










      В Иволгинском дацане есть место, где установлен камень, к которому, по преданию, прикасалась сама богиня Зелёная Тара. Камень этот, как считается, исполняет желания. Я совершил троекратную кору вокруг него, загадал… самое главное для меня… Зелёная Тара поможет! А еще я видел надпись про неземного происхождения статую, хранящуюся в дацане. На картинке было изображено существо, сложившее ладони в молитвенном жесте.

     Лёнич отнёсся ко всему довольно скептически, и даже почти цинично; но также он реагировал и на Байкал, и на КБЖД… зато полдороги возносил Сохондинский заповедник, который у нас в маршруте последним пунктом, и в который мне совсем не охота валить.

      Отдельно — про Хамбо ламу Итигэлова. Я смотрел фильм про него, поэтому уже был в курсе кто это. Он умер еще в начале правления советской власти. Примерно через 90 лет его тело, по его же прижизненному настоянию, выкопали из земли. Оно практически совершенно не изменилось и не разложилось! Так вот. В Иволгинском дацане он почитается. Интересно, что в последние дни, непосредственно перед нашим приездом, монахам являлся лама Итигэлов. Один раз в небе, другой раз въезжающим в дацан на лошади, и еще несколько его явлений. Я запомнил вот что. Каждое его пришествие имело определенный смысл, который требовалось разгадать. Все эти видения были расшифрованы монахами дацана. В одном из них лама призывал покидать города, указывая на их разлагающее воздействие, и перебираться в деревни. Города портят людей. Как не согласиться с ламой, когда сам всю жизнь это твержу?..

     Во втором пришествии – кажется являлся в виде женщины с собачкой. Это может указывать на Елизавету Петровну и Екатерину Вторую, которые содействовали развитию буддизма в России.




      ...мы вышли из дацана и поначалу хотели переночевать около его стен, как простые паломники, но накрапывал мелкий дождь. Решили вернуться в город и ночевать на вокзале. Причем до Иволгинска от дацана шли 7 км пешком как настоящие паломники. Это я настоял.



Панорама Ивоглинского дацана


      В Улан-Удэ наши ожидания насчет ночевки оказались обманутыми. Говорил же лама Итигэлов: покидайте города, уходите в деревни!.. Мы думали, что комфортный зал, где можно переночевать стоит 60р / ночь, примерно как в других городах. Оказалось, это цена за час. Мы, как истинные бойцы Третьей Рюкзачной революции (первая – Керуак, вторая – Кротов) сдристнули с вокзала и по моему предложению пошли ночевать на берег Селенги. От усталости еле дошли, установили палатку на прибрежном песке. Лёнич говорит, что ночью мимо ездили машины и какие-то люди неподалеку гуляли до утра. Но я ничего этого не слышал и не видел, так как заснул сразу и до утра, возможно потому что предыдущую ночь на вокзале не спал. Да, поход – шутка тяжелая. Отправляясь в такие дальние и долгие путешествия, следует точно отдавать себе отчет на что вы идёте. И уж конечно, сначала нужно совершить ряд более мелких и не таких далеких поездок...

     ...когда шли на ночевку на берегу, какой-то пьяный подросток-бурят, видимо, решив выпендриться перед двумя девицами, с которыми он тусил, довольно бесцеременно обратился к нам, видя наш рюкзакасто-бородатый вид: «Ягод дох…? Ягоды продаёте?». Поначалу я вообще не понял, причём тут какие-то ягоды. А потом дошло, что у них наверно так многие ходят, набирают ягод в лесах-полях и затем продают. Н-да, полная круть: иностранные туристы, продающие собранные в Бурятии ягоды!!!

     А у Ленича как-то спросили, где он покупал такой рюкзак, так как в Улан-Удэ такие не продаются. В Вологде нас, помнится, спрашивали, где мы брали знаменитые голубые плащи, которые я купил специально для той поездки (позже они получили название «вологодские»).

     При выезде из Иволгинска увидел и успел заснять из окна маршрутки выложенную надпись на горе: «ОМ МАНИ БАДМЭ ХУМ». Присоединяюсь к молитве бурятского народа…




Продолжение