Далай-лама об Атише

     "Почему об Атише надо говорить только серьезно?" - спросил я.

     "Из-за цены, которая была заплачена за то, чтобы он появился в Тибете, - серьезно ответил Далай-лама. - Я никогда не забуду об этом".

     В начале X в. в Западном Тибете правил царь, которого звали Лха Лама Иеше Од. Он был потомком Сонгцена Гампо от сыновей Лангдармы, бежавших от хаоса, охватившего Центральный Тибет после распада империи. Иеше Од был так обеспокоен ослаблением буддизма на Тибете, что направил в Индию 21 молодого человека для изучения буддизма и санскрита. Все, кроме двоих, умерли от жары и тягот путешествия. По возвращении двое из выживших учеников стали известными переводчиками и первыми сообщили Иеше Оду о том, что мусульманские захватчики в Индии начали нападать на буддийские монастыри. Фактически в течение X в. именно тибетцы унаследовали последние сокровища индийского буддизма, который в XI и XII вв. был уничтожен в Индии мусульманами.

     Иеше Од также услышал от них о величайшем индийском буддийском подвижнике того времени, жившем в монастыре Викрамашила. Надеясь, что такой учитель сможет помочь с восстановлением буддизма на Тибете, он вместе с большим количеством золота послал Атише эмоциональное приглашение, умоляя его приехать в Тибет. Атиша, обеспокоенный упадком буддизма из-за нападений мусульман, вернул золото с ответом, что ему сейчас важней остаться в Индии.

     Иеше Од решил, что отправил недостаточно золота, поэтому в поисках дополнительного золота предпринял военный поход против мусульманских правителей на севере, где они контролировали Великий шелковый путь. В конце концов его пленили, но обещали освободить, если он отречется от буддизма. Обращение "неверных", попавших в плен на поле сражения, было в то время обычной исламской практикой. Когда Иеше Од отказался, мусульманский царь потребовал от него в качестве выкупа столько золота, сколько он весил. Его молодой внучатый племянник решил положиться на удачу и, собрав все золото, которое у них было, прибыл в крепость мусульманского царя, но золота оказалось недостаточно. Ему удалось коротко переговорить с Иеше Одом в его тюремной камере. Дядя почти превратился в скелет, а голос его, когда он говорил со своим внучатым племянником, был голосом старика, сказал Далай-лама.

     Далай-ламу переполняли чувства, когда он рассказывал эту историю.

     "Иеше Од сказал: "Никогда не думал, что в тебе столько решительности или внутренней силы, и ты сможешь приехать сюда с таким количеством золота. Глядя на тебя сейчас, я больше не волнуюсь, ибо ты один теперь сможешь справиться с моей работой. Поэтому не думай обо мне. Даже если я освобожусь, я проживу еще не более десяти лет, так что всё это неважно. Поэтому не ищи больше золота для выкупа, а отправь все, что есть, в Индию Атише. Скажи Атише, что я пожертвовал свою жизнь ради того, чтобы он приехал в Тибет. И пусть он, пожалуйста, помнит, что в следующей своей жизни я буду рядом с ним и буду внимать его учению".

     В комнате стояла абсолютная тишина, когда Далай-лама посмотрел мне прямо в глаза. В этом рассказе для Далай-ламы, кажется, выражалась его глубочайшая вера в то, что реинкарнация и человеческие поступки образуют ткань мотивации, разворачивающуюся на протяжении многих поколений.

     "Очень сильный человек. Глубоко верующий", - сказал Далай-лама.


Материал из книги "История Тибета. Беседы с Далай-ламой".

Вернуться в раздел "Буддизм"